Навигация по сайтуНавигация по сайту

Стимуляция развития когнитивных способностей ребенка


Согласно наблюдениям Одри ван дер Меер, нейроны у маленьких детей способны формировать до тысячи новых связей в секунду

Большинство родителей до сих пор считают, что дети должны развиваться в своем темпе и их не стоит заставлять делать вещи, к которым они еще не готовы. Младенцы должны научиться переворачиваться без посторонней помощи, без «подталкиваний» со стороны родителей, и они не должны держать вес своего тела до того, как сами научатся ходить или хотя бы стоять. Их не стоит приучать к горшку, пока они не станут к этому готовы.

По мнению педиатра-невролога Одри ван дер Меер (Audrey van der Meer), профессора из Норвежского университета естественных и технических наук, данный концепт можно проследить до начала 1900-х гг., когда ученые были уверены, что именно наши гены предопределяют то, какие мы есть, и что развитие ребенка происходит независимо и никакие стимуляции не могут оказать воздействия на этот процесс. По мнению этих ученых, ускорение развития искусственным путем способно было нанести вред ребенку, потому что развитие должно происходить естественным путем, без какого-либо вмешательства извне.

Однако в странах Азии и Африки важную роль играет стимулирование на раннем этапе развития, например, гимнастические разминки для младенцев и приучение к горшку. Существовавшее ранее мнение о детском развитии не совпадает с современными когнитивными исследованиями, показывающими, что стимулирование в раннем возрасте на самом деле способствует развитию мозга даже у самых маленьких.

Используя тело и чувства

Одри ван дер Меер является профессором нейропсихологии; для изучения активности мозга сотен младенцев она на протяжении многих лет использовала электроэнцефалограф.

Полученные ею результаты показывают, что нейроны в мозге маленьких детей стремительно увеличиваются в количестве и наборе специализаций, так как ребенок осваивает новые навыки и становится более мобильным. Нейроны у самых маленьких детей способны формировать до тысячи новых связей в секунду.

Исследование Одри ван дер Меер также выявляет, что развитие нашего мозга, чувственного восприятия и моторных функций происходит одновременно. По мнению исследовательницы, даже самым маленьким детям необходимо давать задания и стимулировать их на своем уровне с самого рождения. Им нужно задействовать все тело и чувства, познавая мир вокруг и разные материалы как дома, так и на улице в любую погоду. Исследовательница настаивает на том, что получаемый детьми опыт должен быть самопродуцируемым, то есть просто носить их на руках или перевозить в коляске будет мало.

Неиспользуемые синопсисы в мозге исчезают

«Многие люди верят, что ребенка до трех лет нужно только ласкать и менять ему подгузники, но исследования показывают, что у выращенных в клетке крысят было меньше ответвлений дендритов в мозге по сравнению с крысятами, выращенными в среде с местами для карабканья и прятанья, а также туннелями. Исследование также выявило, что дети, рожденные в культурах, где ранняя стимуляция поощряется, развивают быстрее, нежели дети из стран Запада», - утверждает Одри ван дер Меер.

Она добавляет, что мозг маленьких детей невероятно гибок, потому он подстраивается под все, что происходит вокруг. Если новые синопсисы, сформировавшиеся в мозге, не используются, они исчезнут в процессе роста ребенка, а потому мозг потеряет свою гибкость.

Исследовательница сообщает о том, что дети, рожденные в Китае, различают звуки [р] и [л] в возрасте четырех месяцев, но утрачивают эту способность, когда взрослеют. Так как младенцам не нужно различать данные звуки, чтобы усвоить китайский язык, синопсисы в мозге, сохраняющие это знание, исчезают, так как их не используют.

Утрата способности различать звуки

Согласно наблюдениям Одри ван дер Меер, до 4 месяцев младенцы способны различать звуки любого языка в мире, но они утрачивают данную способность уже к 8 месяцам.

В 1970-х гг. существовало мнение, что должным образом дети могут выучить только один язык. Родителям, владеющим разными языками, советовали не говорить на своем родном языке в присутствии ребенка, так как это могло негативно сказаться на развитии языковых способностей ребенка. В настоящее время парадигма мысли полностью сменилась, и доказательством этому служат примеры детей, способных свободно говорить на 3, 4 и даже 5 языках, не страдая от языковой интерференции или задержки речи.

Как объясняет педиатр, исследования головного мозга устанавливают, что в этих случаях задействуется область мозга, отвечающая за говорение на родном языке, когда ребенок изъясняется на любом языке, которым владеет. Но если изучение иностранного языка началось по достижении 7 лет, в момент говорения в мозге активизируются уже другие области.

Исследовательница добавляет, что важно, чтобы дети изучали язык, взаимодействуя с реальными людьми.

«Исследование показывает, что дети осваивают язык, не просто наблюдая за тем, как кто-то говорит на экране; это должны быть реальные люди, знакомящие ребенка с языком», - утверждает Одри ван дер Меер.

Раннее вмешательство

Так как множество процессов в мозге происходит именно на первом году жизни, педиатр утверждает, что поощрять обучение и предотвратить возможные проблемы в будущем намного проще, когда дети еще совсем малы.

Термин «раннее вмешательство» постоянно всплывает в обсуждениях программ детских садов и школ. Раннее вмешательство заключается в помощи детям как можно раньше, чтобы обеспечить как можно бо́льшему количеству детей шанс преуспеть в обучении, а затем и во взрослой жизни. Все потому, что в раннем возрасте мозг обладает бо́льшей возможностью меняться под воздействием окружающей среды.

«Когда мы говорим о раннем вмешательстве, мы подразумеваем детей от рождения и до 3 лет, а не 6-тилетних. На данный момент около 98% детей в Норвегии посещают детский сад, поэтому качество времени, которое они там проводят, чрезвычайно важно. Мы уверены, что детский сад должен быть не просто местом, где можно оставить своего ребенка, - он должен стать местом для обучения, а под обучением мы подразумеваем игру», - сообщает Одри ван дер Меер.

Слишком много неквалифицированного персонала

Исследовательница добавляет, что ребенок с легкостью научится читать или плавать, если у него будет доступ к буквам или воде. Однако она не считает, что детский сад должен стать новым типом подготовительной школы; он должен стать местом, где дети могут получать различный опыт через игру.

«Этот подход направлен как на здоровых детей, так и на тех, у кого имеются различные отклонения. Когда мы имеет дело с детьми с нарушениями моторных функций, зрения или слуха, нам действительно нужно постараться, чтобы показать им мир», - сообщает педиатр.

«Дети одного года не несут ответственности за то, что учат, потому ответственность за это ложится на плечи взрослых. В настоящее время неквалифицированный временный персонал часто назначают в группы с самыми маленькими детьми, так как там менее опасно ввиду того, что малышам нужны лишь ласка и смена подгузников. Мы верим, что дети заслуживают учителей, которые бы понимали, как работает мозг ребенка. На данный момент Норвегия является только одной из 25 стран, опрошенных Организацией экономического сотрудничества и развития, где учителя не составляют 50% всего персонала детского сада», - добавляет исследовательница.

Все больше детей с особыми потребностями

Ларс Эдди (Lars Adde) является специалистом в области педиатрической физиотерапии в Госпитале им. Святого Олафа, а также исследователем в Норвежском университете естественных и технических наук.  Он работает с маленькими детьми с особыми потребностями как в своей лечебной практике, так и в процессе исследований.

По его мнению, важно, чтобы развитие всех детей стимулировалось и чтобы они исследовали окружающий мир, но это особенно важно для детей с отклонениями. Исследователь утверждает, что в Норвегии большое количество детей, готовых встретиться с большим миром уже сейчас, обладают особыми потребностями.

«Дело в том, что стремительное развитие технологий в области медицины позволяет нам сохранить намного больше детей, включая недоношенных детей и младенцев, у которых появляется рак. Еще 50 лет назад такие дети бы погибли, но сегодня у них есть возможность выжить, однако часто за этим следует целый ряд осложнений», - сообщает Ларс Эдди.

За новыми знаниями стоит усовершенствование методов лечения

Ларс Эдди утверждает, что благодаря пониманию механизмов развития мозга, заложенному еще в 1970-х гг., у этих детей есть шанс на лучшее лечение и уход.

Например, знание о том, что некоторые синопсисы в мозге крепнут, в то время как другие исчезают, привело к осознанию, что нам необходимо работать над тем, в чем мы бы хотели преуспеть, как, например, в ходьбе. Согласно данной теории, любое движение способствовало бы развитию моторных функций.

Недоношенные дети, рожденные в Госпитале им. Святого Олафа, в первые годы жизни растут под наблюдением междисциплинарной команды специалистов больницы и муниципального физиотерапевта. Персонал детского сада, который посещает ребенок, должен быть проинформирован о состоянии ребенка и обучен тому, каким образом необходимо стимулировать ребенка, какой деятельностью он должен заниматься и на каком уровне. Последующее наблюдение позволяет ребенку с задержкой в развитии быстрее освоиться и нагнать сверстников, так что меры могут быть применены настолько рано, насколько возможно, пока мозг ребенка еще достаточно пластичен.

Например, у ребенка могла произойти небольшая травма мозга, из-за которой он по-разному использует правую и левую руку. Теперь мы знаем, что связи в мозге, руководящие движениями этой руки, ослабевают, когда рукой меньше двигают, что в свою очередь еще больше снижает двигательную функцию.

«Родителям могут посоветовать надеть носок на рабочую руку ребенка, когда он играет. Тогда происходит стимулирование мозга, так как ему нужно справиться с задачей, как использовать вторую руку», - сообщает  Ларс Эдди.

Не всегда стоит торопить развитие

Ларс Эдди подчеркивает, что не всегда стоит ускорять процесс развития ребенка с особыми нуждами, так как им итак приходится бороться с трудностями из-за имеющихся отклонений.

Ребенок одного года, который учится ходить, сначала должен научиться держать равновесие. Если ставить ребенка в положение стоя, в конце концов, он научится стоять, но перед этим он обязательно научится садиться в исходное положение. Если ребенок теряет равновесие, он упадет, как камушек, что ужасно выглядит и является весьма непродуктивным занятием.

В данной ситуации «нам следует попросить родителей вместо этого помочь ребенку встать на колени, когда он сам держится за что-либо. Тогда малыш научится вставать самостоятельно. Если ребенок упадет, он согнет ножки и упадет на попу. Здоровые дети могут разобраться с этим самостоятельно, но это не всегда происходит с детьми с особыми потребностями», - утверждает Ларс Эдди.

Опубликовано: 04.01.2017 в 22:23

Похожие статьи

Вперед Назад

Комментарии

Комментарии отсутствуют

Выберите себе хорошего специалиста!

Понравилось? Поделитесь с друзьями или разместите у себя: